Корреспондент games08.Ru делится впечатлениями от наблюдений за жителями олимпийского Пекина.
Краткая характеристика китайцев в устах россиян будет такой: они ходят строем вдоль Великой Китайской стены, едят рис и каждую идею доводят до фанатизма, но воплощают в жизнь. На деле все оказалось не столь однозначно.
Строем в олимпийской столице ходят волонтеры и стражи порядка. Местные милиционеры стоят на улицах по стойке «смирно» на расстоянии 50 метров друг от друга. В аэропорту можно было наблюдать даже ритуал смены караула у… центра аккредитации. При этом если у напоминающего каменное изваяние милиционера спросить дорогу, он постарается ответить. Даже если не говорит по-английски.
Волонтеры здесь тоже везде, и на английском изъясняются неплохо.
В общественных туалетах (уж извините за пикантную подробность) дают инструкции по использованию современной сантехники. При этом каждый волонтер четко выполняет свою работу, не выходя за рамки инструкций. Перед церемонией открытия досмотр был усиленный, у автора этих заметок даже кошелек проверили, но, убедившись, что в «рамке» звенит ремень, снять его, как это делали в Солт-Лейк-Сити или Турине, не заставили.
Олимпийские стадионы, как, впрочем, и многие новостройки, поражают великолепием. Не каждый гость олимпийской столицы после их посещения отправится в расположившиеся по соседству с шикарными отелями кварталы китайских «хрущевок», первые этажи которых занимают мини-маркеты. Цены в них просто поражают. Как и качество товара.
Продуктовые лавчонки торгуют в основном быстрорастворимой лапшой, несъедобным печеньем и прохладительными напитками. Одежда и обувь, как ни странным это покажется, китайского производства, но даже на российских вещевых рынках, не говоря уж про американские универмаги, товары с лейблом Made in China более презентабельные. Наверное, ездят в шикарных иномарках и живут в роскошных небоскребах другие китайцы. Только их пока лицезреть не довелось. Те, кто ходит по улицам Пекина пешком или ездит на метро, одеваются, похоже, в описанных выше магазинчиках.
В первый рабочий день Игр несколько разочаровался в пекинском метро.
На стрельбище нужно было ехать через полгорода по самой старой ветке сабвея. Никаких кондиционеров (хорошо хоть вентиляторы в каждом вагоне работали) и автоматических дверей на станциях. Народу, как в Москве или Санкт-Петербурге в час пик. Самое удивительное, что давки в вагонах не было.
Такое впечатление, что простые китайцы не люди, а ангелы. Только почему-то живут пока очень скромно, если не сказать бедно. При этом никаких тебе демонстраций протеста или маршей несогласных из-за гигантских расходов на подготовку и проведение Олимпиады.
Первоначальный ее бюджет составлял 20 миллиардов долларов. По ходу строительства спортивных объектов, дорог и даже общественных туалетов, появление которых особо отмечают руководители пекинского горкома КПК, эта сумма возросла до 45 миллиардов. Не исключено, что возрастет и до 50.
Простые китайцы практически не получили шансов снять свои дивиденды с Игр. Даже те, кто хотел сдать свое жилье гостям Игр. Первоначальные предложения в 1,5-2 тысячи долларов не нашли спроса из-за того, что появились свободные гостиничные номера. Вполне приличную гостиницу европейского образца за пару дней до начала Игр можно было снять за 37-40 евро в сутки.
Самое удивительное, что удалось-таки найти в Пекине предприимчивого китайца, решившего подработать во время Игр частным извозом. Не будучи волонтером и не владея иностранными языками, цену объяснил на пальцах. Предложение подбросить от метро до стрельбища за 15 юаней (это около 60 рублей) показалось просто фантастическим, и пришлось даже попросить драйвера написать цену на бумаге.
Столь же фантастическим для китайца оказался мой отказ взять сдачу с двадцатки. Он долго жал мне руку и что-то говорил по-китайски. Видимо, желал успехов российским стрелкам.