Двукратный олимпийский чемпион Сеула и тренер абсолютной чемпионки Пекина по спортивной гимнастике Валерий Люкин рассказал корреспонденту games08.Ru о том, как трудно совмещать роли отца и тренера.
ПОДРОБНОСТИ
Гимнастика спортивная.
Женщины, многоборье. Финал
1. Настя Люкин (США) - 63.325
2. Шон Джонсон (США) - 62.725
3. Ян Илинь (Китай) - 62.650
4. Ксения Семенова (Россия) - 61.925
5. Стеляна Нистор (Румыния) - 61.050
6. Цзян Юань (Китай) - 60.900
7. Анна Павлова (Россия) - 60.825
8. Сандра Избаса (Румыния) - 60.750
9. Оксана Чусовитина (Германия) - 60.750
10. Жаде Барбоса (Бразилия) - 59.550
Победу в гимнастическом многоборье на Олимпиаде в Пекине одержала 18-летняя уроженка Москвы. Только порадовались ее успеху не в России, а в Америке. Ведь выросла и сформировалась как гимнастка Анастасия Люкина, или, на американский манер, Настя Люкин уже в Далласе. В школе, которую основали ее родители, обладатель четырех высших наград Олимпиады-88, в том числе и двух золотых, Валерий Люкин и его супруга Анна, чемпионка мира 1987 года по художественной гимнастике. Их компаньоном является известный американский тренер Евгений Марченко, а среди рядовых учителей преобладают выходцы из бывшего Союза.
После завершения соревнований в многоборье Валерий Люкин дал в смешанной зоне импровизированную пресс-конференцию для американских журналистов. По-моему, они расспросили его обо всем, от подробностей детских лет Насти до прогнозов на выборы президента США. Лишь после этого мистер Люкин сумел ответить на вопросы на русском языке.
Кому сегодня сложнее было следить за финальными соревнованиями в многоборье, отцу или тренеру будущей олимпийской чемпионки?
Отцу, конечно, сложнее. Хотя во время работы я стараюсь быть для Насти только тренером. Я прекрасно помню свои ощущения 20-летней давности, когда остался вторым в Сеуле. Да, я уже имел к тому времени «золото» за победу сборной СССР, потом выиграл еще одно на перекладине, но в многоборье все-таки уступил Владимиру Артемову. Проиграл пять сотых.
Настя сегодня очень волновалась?
Нет. Во всяком случае, проявлений волнения я не заметил. Может быть, она научилась его скрывать даже от тренера и отца? Хотя я уверен, что знаю ее очень хорошо. У Насти мой характер.
Она очень хрупкая внешне, но внутри нее сидит настоящий тигр.
Вы тренируете дочь по советской методике?
Я не думаю, что таковая сохранилась в чистом виде. Особенно после того, как говорящие по-русски тренеры разъехались по всему миру. Я тренирую Настю так, как тренировали меня. Свою работу я сравниваю с творчеством скульптора: отсекаю все лишнее и делаю то, что представляю. В Насте воплотилось мое видение гимнастики.
Не поступали предложения вернуться работать в Россию?
Даже если бы возникло такое желание, Настя не сможет выступать за Россию. Вряд ли кто-то из московских спортивных начальников предоставит время в зале для тренировок своей конкурентки. Тренировать россиянок мне никто не предлагал.
А если бы предложили?
Вряд ли бы согласился. У меня в Далласе три зала, где работают наша с Евгением Марченко школа и ее филиалы. Детки любят меня не меньше, чем ребятишки в России своих тренеров. Я просто не смогу бросить их на произвол судьбы. Я уехал в США 15 лет назад, когда гимнастика в России влачила жалкое существование. За это время пустил корни в Америке, и возвращаться уже сложно, хотя я слышал: в спорт сейчас пришли хорошие деньги.
Работающие в США наши тренеры по фигурному катанию говорят, что оплата часа занятий с наставником олимпийской чемпионки выше, чем у рядового специалиста…
Не знаю. Я только минут пятнадцать, как тренер олимпийской чемпионки.
Да и о расценках в собственной школе не хотел бы говорить. Считайте это коммерческой тайной.
Начинать на новом месте было тяжело?
Да и сейчас нелегко. Мы фактически живем в зале. Я прихожу в школу в 8 утра, а ухожу в 8 вечера. Чтобы так работать, нужно очень любить гимнастику. Поймите, я не жалуюсь, это моя жизнь. Другой я себе не мыслю.
Правда ли, что вы предпочитаете приглашать на работу к себе русских тренеров?
Мы приглашаем только тех тренеров, которых хорошо знаем и в квалификации которых не сомневаемся. Неудивительно, что преобладают среди них мои друзья, хорошо говорящие по-русски.
Работая в зале с дочкой параллельно с американскими гимнастками, вы можете позволить себе общаться с Настей по-русски?
Никогда. Во-первых, это было бы неуважением по отношению к другим ученикам, во-вторых, мне уже достаточно сложно мгновенно переключаться с одного языка на другой. Да и многих терминов женской гимнастики я по-русски просто не знаю. Дома я с девчонками не работал. В зале мы говорим с Настей только по-английски, а в семье только по-русски.
Каким вы видите будущее дочки после спорта?
Пока не знаю. Настя очень неглупая девочка. Сейчас она поступила в университет на отделение международной торговли у нас, в Далласе. Возможно, министром станет. Жизнь покажет. Пока ведь все наши помыслы были направлены только на олимпийскую победу, и мы сделали этих китаянок!
Фотогалерею седьмого дня Олимпиады можно посмотреть здесь.